{:ru}Кто будет возмещать потери на фондовом рынке, или куда пропал $101 млн из бюджета?{:}{:en}Who will compensate losses in stock market, or haven`t you seen $101 million from state budget?{:}

{:ru}

В СМИ активно обсуждается вопрос о том, что новый Налоговый Кодекс принят Парламентом страны и соответственно, Государственный Бюджет на 2020 год, который опирается на изменения в Налоговом Кодексе, тоже утвержден. В окончательном виде оба важных документа еще не опубликованы, хотя некоторые отрезки параметров бюджета и изменения ставок налогов уже публикуются отдельными СМИ.

Уже в представленном Министерством финансов Республики Узбекистан проекте Государственного бюджета на 2020 год (https://www.mf.uz/media/file/state-budget/pub/citizens_budget_2020_ru.pdf) было понятно, что:

  1. объем дефицита государственного бюджета будет расти;
  2. инвестиционный характер государственных затрат будет увеличиваться и все больше государственные банки будут вовлечены в такие траты;
  3. в области усиления контроля импорта товаров, повышения объёма взимаемых таможенных пошлин ничего существенного не произойдет.

Добавим к этому, объем дефицита внешней торговли увеличивается, конкуренция на рынке экспорта традиционных сырьевых ресурсов существенно растет, что ведет к снижению международных цен на экспортируемые товары и снижение выручки от экспорта. Все это в совокупности ведет к увеличению объемов внешнего долга, обслуживать который будет все сложнее и сложнее, поскольку именно выручка от экспорта является источником покрытия государственного долга.

Что особенно тревожит?

В начале года Узбекистан выпустил Евробонды на общую сумму 1 млрд Евро двумя траншами по 500 млн Евро с соответствующими сроками погашения в 5 и в 10 лет с уровнем доходности 4,75% и 5,375 % годовых. Сие событие было преподнесено узбекскому народу как величайшее достижение наших экономических служб, поскольку спрос намного превысил предложение, нам удалось занять деньги у международных инвесторов за гораздо более низкие проценты, чем у соседей (Таджикистан и Армения), что говорило о высоком доверии инвесторов в экономику и политику Республики Узбекистан.

Однако отметим, что для убеждения международной публики в правильности вектора проводимых реформ, для создания так называемого «бенч марка» для инвесторов не было прямой необходимости занимать деньги в таком большом объеме. Об этом очень доступно и подробно писал экономист Игорь Цой (https://repost.uz/bond-eurobond) и мы повторяться не будем. Отметим лишь то, что занимать 1/8 часть бюджета на рынке государственных облигаций для страны, чей размер годового бюджета составлял на тот момент около 9 млрд долларов США было более чем странным, чрезмерно амбициозным.

А тревожно для бюджета из-за расходов по обслуживанию заимствованного миллиарда Евро. Только текущее обслуживание выпущенных облигаций будет обходиться государственному бюджету в 50,6 млн Евро в год (или почти 556 млрд сумов двумя платежами в августе и в феврале каждого года). Ведь все это вдобавок к сумме заимствования 1 млрд Евро, которых в 2024 и 2029 равными частями надо полностью возвращать инвесторам.

Совокупные же расходы бюджета на обслуживание этих облигаций составят 387,5 млн.евро до 2029 года. Это уже почти 39% от суммы заимствованных средств.

Расходы по организации выпуска тоже были немаленькие. По самым минимальным ставкам финансовых институтов, участвовавших в организации, проведении и обслуживании выпуска Евробондов, совокупные затраты Узбекистана оценочно составили не менее 3,3-3,5 млн Евро. Напомним, чтоорганизаторами выпуска Евробондов были Citigroup, Газпромбанк и JP Morgan, а рейтинговое агентства были Standard&Poors Global Ratings и Fitch Ratings, которые присвоили рейтинг BB- (минус), так же как Бразилии, Северной Македонии и Грузии. Среди инвесторов такой рейтинг называют «мусорным» (“garbage”). Юридическое обслуживание и сопровождение выпуска по международному праву ведется компанией White and Case, London и по местному праву Centil Law Firm). Депозитарием является компания Clearstream Banking S.A., Euroclear Bank.

Вырученные от размещения облигаций деньги были потрачены согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан от 02.04.2019 г. N ПП-4258 «Об эффективном использовании средств, полученных от размещения первых суверенных международных облигаций Республики Узбекистан»: 889,2 млн долларов США были размещены по аукционной системе на депозитах государственных коммерческих банков (по списку Министерства финансов). АКБ «Агробанк» получил 20 млн долларов в виде займа. Остальные 89,9 млн долларов были выданы «Навоийскому горно-металлургическому комбинату» в виде ссуды.

При этом долговые обязательства коммерческих банков перед Министерством финансов Республики Узбекистан были признаны в качестве субординированного долга. Иными словами, долг Минфина стал долгом государственных коммерческих банков, которые и без этого не в очень хорошем положении в плане ликвидности.

Однако были заимствованы деньги в размере 1 млрд Евро, что примерно составлял на тот момент 1,1 млрд долларов США, а роздано 999,1 млн. долларов. Где разница в почти 101 млн.долларов?

Самое печальное то, что поставленные цели при выпуске государственных облигаций не достигнуты. Объем прямых инвестиций с первого квартала 2018 года (187,1 млн.долларов) практически не вырос по итогам второго квартала 2019 года (190,8 млн.долларов США). Однако, Минфину удалось стимулировать другие государственные компании, банки напрямую занимать деньги на международном рынке капитала. В конце ноября 2019 года «Узпромстройбанк», выпустил международные облигации на Лондонской фондовой бирже на стоимость 300 млн долларов по ставке 5,75 годовых. На очереди другие государственные банки и государственные корпорации. Однако, нам представляется, что накопившиеся проблемы государственных банков и госкорпораций без четкого планирования инвестиций, расходования заемных средств приведут к поеданию долга и к ухудшению их и без того не лучшего финансового положения.

В планах нашего экономических ведомств создание кредитной истории страны, направленной на создание устойчивого позитивного инвестиционного имиджа страны. На Петербургском международном экономическом форуме в июне этого года в интервью агентству Bloomberg Председатель ЦБ Узбекистана Мамаризо Нормуродов, признал, что Узбекистан и далее будет наращивать заимствования на рынке капитала. «Международные инвесторы должны иметь возможность видеть кредитную историю страны. Наш первый выпуск еще не дает нам историю, он просто создал эталон». Узбекистан намерен выпустить долларовые бонды на сумму 1 млрд долларов США во втором выпуске облигаций.

Таким образом, заявленные цели при эмиссии государственных облигаций были одни, а фактические результаты оказались совершенно иные. Насколько было оправдано брать на себя столько обязательств для достижения целей, которых можно было достичь путем улучшения инвестиционного климата, выработкой целевых программ поддержки МСБ и создания новых рабочих мест?

Абдулла Абдукадиров

Экономист, Кандидат экономических наук  
{:}{:en}

The media is actively discussing the fact that the new Tax Code has been adopted by the country’s Parliament and, accordingly, the State Budget for 2020, which is based on amendments in the Tax Code, has also been approved. Even though both important documents have not yet been published, some segments of the parameters of the budget and amendments in tax rates have already been published by individual media.

Already in the draft 2020 State Budget submitted by the Ministry of Finance of the Republic of Uzbekistan (https://www.mf.uz/media/file/state-budget/pub/citizens_budget_2020_ru.pdf) it was clear that:

(a) the state budget deficit will increase;

(b) the investment nature of government spending will increase and more state-owned banks will be involved in such spending;

(c) nothing significant will happen in the area of strengthening the control of imports of goods, increasing the volume of customs duties levied.

In addition, the volume of foreign trade deficit is going up, competition in the export market of traditional raw materials is growing significantly, which leads to a decrease in international prices for exported goods and a decrease in export revenues. All this together leads to an increase in the volume of external debt, which will be more and more difficult to service, since it is the revenue from exports that is the source of covering the public debt.

What is particularly disturbing?

At the beginning of the year, Uzbekistan issued Eurobonds totaling 1 billion Euros in two tranches worth 500 million Euros with corresponding maturities of 5 and 10 years and a yield of 4.75% and 5.375% per annum. This was presented to the Uzbek people as the greatest achievement of our economic services, as the demand far exceeded the supply, we were able to borrow money from international investors for much lower interest rates than our neighbors (Tajikistan and Armenia), which spoke about the high confidence of investors in the economy and politics of the Republic of Uzbekistan. Sounds good, do you agree?

In the meantime, in order to convince the international public about the correctness of the vector of reforms, to create a so-called «benchmark» for investors, there was no direct need to borrow money in such a large amount. Borrowing 1/8 of the budget on the government bond market for a country whose annual budget was at that time about $9 billion was more than strange, overly ambitious.

Only the current maintenance of the issued bonds will cost the state budget 50.6 million Euros per year (or almost 556 billion soums in two payments in August and February each year). After all, all this is in addition to the amount of 1 billion Euro borrowing, which in 2024 and 2029 in equal parts should be fully returned to investors.

The total budget expenditures for servicing these bonds will amount to 387.5 million euros until 2029. This is almost 39% of the amount borrowed.

Expenses on the organization of release too were rather big. At the lowest rates of financial institutions involved in the organization, conduct and maintenance of Eurobond issuance, the total costs of Uzbekistan were estimated at not less than 3.3-3.5 million Euros. The organizers of the listing were Citigroup, Gazprombank and JP Morgan, and the rating agencies were Standard&Poors Global Ratings and Fitch Ratings, which assigned a rating of BB- (minus), in line with Brazil, Northern Macedonia and Georgia. Among investors, this rating is called «garbage». Legal service and support of the issue under international law is conducted by White and Case. The depository is Clearstream Banking S. A., Euroclear Bank.

The proceeds from the listing were spent according to the Decree of the President of the Republic of Uzbekistan dated 02.04.2019 N ПП-4258 «On the effective use of funds received from the listing of first sovereign international bonds of the Republic of Uzbekistan»: $889.2 million were placed on the auction system on deposits of state commercial banks. JSCB «Agrobank» received 20 million dollars in the form of a loan. The remaining $89.9 million were issued to «Navoi mining and metallurgical combine» in the form of a loan.

At the same time, debt obligations of commercial banks to the Ministry of Finance of the Republic of Uzbekistan were recognized as subordinated debt. In other words, the debt of the Ministry of Finance has become the debt of state commercial banks, which are already not in a very good position in terms of liquidity.

However, money was borrowed in the amount of 1 billion Euros, which was approximately at that time $1.1 billion, and distributed $999.1 million. Where is the difference of almost $101 million?

The saddest thing is that the goals set for the issuance of government bonds have not been achieved. The volume of direct investments from the first quarter of 2018 ($187.1 million) has not increased at the end of the second quarter of 2019 ($190.8 million). However, the Ministry of Finance managed to encourage other state-owned companies and banks to borrow money directly on the international capital market. At the end of November 2019, Uzpromstroybank listed $300 million worth international bonds on the London Stock exchange at a rate of 5.75 per annum. Other state-owned banks and state-owned corporations are in line. However, it seems to us that the accumulated problems of state banks and state corporations without a clear planning of investments, spending of borrowed funds will lead to the deterioration of their already bad financial situation.

The plans of our economic departments are to create a credit history of the country, aimed at creating a sustainable positive investment image of the country. At the St. Petersburg international economic forum in June this year, in an interview with Bloomberg, the Chairman of the Central Bank of Uzbekistan Mamarizo Normurodov, acknowledged that Uzbekistan will continue to increase borrowing in the capital market. «International investors should be able to see the credit history of the country. Our first listing doesn’t give us a story yet, it has just created a benchmark.» Uzbekistan intends to issue $ 1 billion bonds in the second bond issue.

Thus, the stated objectives for the issuance of government bonds were the same, and the actual results were completely different. How justified was it to make so many commitments to achieve the goals that could be achieved by improving the investment climate, developing targeted programs to support SMEs and create new jobs?

Abdulla Abdukadirov

Economist, Candidate of Economic Sciences

{:}

4 thoughts on “{:ru}Кто будет возмещать потери на фондовом рынке, или куда пропал $101 млн из бюджета?{:}{:en}Who will compensate losses in stock market, or haven`t you seen $101 million from state budget?{:}

  1. Понятно, что не понятно зачем Правительство берёт евробонды. Только разве ради улучшения финансового имиджа страны?
    В статье написано, что якобы евробонды разместили на депозитах коммерческих банков. Зная менталитет наших чиновников, так просто на депозиты наши чиновники деньги не положат.
    У меня такая догадка: может эти 900 млн. долларов спустили на валютной бирже для поддержки сума? Ведь не смотря на громкие заявления председателя ЦБ о том что ЦБ не занимается валютными интервенциями, понятно, что ещё как занимается.
    Может Правительство пошло по тропе той же Украины, которая набрала долгов около 70 миллиардов долларов тем что брала всевозможные кредиты под поддержку национальной валюты?

    1. Уважаемая Лола Исламова, эта статья была подготовлена автором данного материала и после его разрешения

    2. Лола Исламова, интересно куда они должны были дать ссылку, ведь они опубликовали статью на день раньше вас?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *